Физика Главная страница Вторник | 29.09.2020 | 14:26 | RSS 

Наука мира

образовательный портал по физике
Сайт по физике Наука мира
Партнеры
Связь
Кнопка сайта

Наука мира - сайт Тихомолова Евгения

посмотреть другие

Опрос
Как Вам сайт
Всего ответов: 335
Статистика



Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Занимательное » Другое

Роль наглядности в обучении учащихся

Когда-то, еще до появления письменности, наглядность была основным методом в обучении ремеслу, домашней работе и т.д. Дети учились вести хозяйство, глядя на то, как это делает мать или отец. Подмастерье смотрел, как мастер выполняет работу, иногда комментируя ее, и учился всему в процессе труда. Это называется наглядным представлением объекта или процесса. Бесспорно, наглядность играет важную роль в процессе обучения, особенно это эффективно для детей самого младшего возраста, еще до того, как ребенок освоил детский двухколесный велосипед. Нетрудно заметить, что сам термин и однокоренные слова «наглядеться, на глаз» свидетельствуют о преимущественно зрительном восприятии. Однако наглядность может проявляться и в прослушивании звуков, музыкальных произведений. Может осуществляться через воссоздание и осязание предмета. Там, где это возможно, используется обонятельный и вкусовой компонент.
В обычной речи люди всегда подкрепляли и подкрепляют свои слова жестами и мимикой – наглядными невербальными средствами, чтобы доступней и быстрей передать информацию, своё отношение к ней. Причем, кроме осознаваемых, «видимых невооруженным глазом» жестов – взмахов рукой, изображения руками, пальцами описываемого процесса, существует тонкая мимика – движения глаз, мышц лица и шеи. Незначительные жесты, не имеющие прямого отношения к предмету разговора, но показывающие отношение говорящего, визуально подтверждают или опровергают его речь. Таким образом, наглядность свойственна процессу человеческого общения.
Необходимость в наглядности – условной демонстрации явления, предмета, причинно-следственной связи и т.д. возникла тогда, когда реальная демонстрация оказалась объективно невозможной. Невозможно показать деталь в разрезе, не разрезав ее. Невозможно показать расстояние от Земли до Солнца, не прибегнув к рисункам и сравнениям.
Кроме «объяснительной» функции наглядности, существует ещё «закрепляющая» - как гласит поговорка, «пока руки не сделают, голова не запомнит». Это подкрепление теоретических знаний практическими умениями, навыками. Иногда в ходе многократного повторения ученикам на ум приходят мысли, вопросы и задачи, не посещавшие их ранее. Это уже творческий процесс.
В процессе демонстрации и упражнений акцент делается на кинестетическую, механическую и зрительную память. Наглядность позволяет глубже и быстрее понять изучаемый предмет, разобраться в сути явления.
Ещё Я. Коменский говорил, что наглядность – непременное условие качественного усвоения знаний учащимися, и наглядность должна использоваться в самом широком смысле. То есть использовать не только яркие зрительные образы, картинки, но и запахи, звуки, возможность осязать изучаемый предмет или явление.
Представление о предмете – основа понятия, а оперирование понятиями и терминами - необходимое условие развития формальной логики. Также наглядность способствует развитию воображения, пространственного, образного мышления.
За долгую историю образовательного процесса педагогами было разработано множество методов, способов наглядного представления данных. От простейших – чертежей на доске и демонстрации реальных предметов до сложных схем изготовления отдельных элементов, моделирования учебной ситуации.
В современной школе наглядность также «стоит во главе», благо для этого существует большое количество разнообразного современного оборудования. Интерактивные доски, например, позволяют демонстрировать в классе как видеозаписи, презентации, так и редактировать их на том же уроке – дополнять, изменять рисунки и графики, чертить таблицы, возвращаться к первоначальному файлу для сравнения и т.д. Наглядные учебные пособия возможно сегодня приобрести в специализированных магазинах либо интернет-магазинах, где, например, можно купить недорогую коляску детскую, учебники и развивающие игрушки.
Часто используются более экономичные, но не менее эффективные средства: изготовление фигур из бумаги или картона, позволяющих оценить объект в трехмерном пространстве, осязать его, менять точку зрения. В обучении химии большую роль играют лабораторные занятия, в ходе которых ученики видят результат своих усилий, чувствуют запах и осязают тепло, выделяющиеся в ходе химической реакции.
Также существует интересная методика по геометрии, в которой ученикам предлагается занять место в классе относительно неподвижного объекта так, чтобы угол между ними был равен заданному количеству градусов. Так учащиеся могут не только оценить расстояние с разных точек зрения, но и практически закрепить полученные знания.
Наглядность позволяет перенести реальный объект в область знаний, представлений о нем, то есть создать его психический образ. Кроме того, что это способствует лучшему запоминанию информации об объекте, в процессе наглядного обучения у ученика формируется умение произвольно осуществлять это перенос. В будущем для этого учащегося не станет проблемой запоминание и представление сложных физических, химических и биологических процессов.
Человек стремится всегда выбирать наименее сложный и наиболее эффективный путь. Наглядность позволяет быстрее передать больший объем данных и дает гарантию, что эти данные будут поняты, усвоены, запомнены.


Категория: Другое | Добавил: Евгений (05.01.2017)
Просмотров: 434 | Рейтинг: 0.0/0
Похожие материалы
К сожалению, похожего ничего не нашлось
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Личный кабинет
Наука мира


Поиск